Урок — основная форма организации учебного процесса
Методические основы построения урока физической культуры
Основной формой физического воспитания учащихся является учебная работа в школе, которая осуществляется на уроках физической культуры. Содержание уроков определяется в соответствии с одной из программ по физическому воспитанию и документов планирования.
В основании структурирования урока по физической культуре лежат биологические закономерности реакции организма на физическую нагрузку.
Рассмотрим методические основы построения урока через его структурные части: подготовительную, основную и заключительную.
Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам. Продолжительность подготовительной части занимает около 8-12 мин. Она начинается с сообщения о задачах урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала.
В подготовительной части решаются следующие задачи:
- Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока).
- Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений.
В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта.
В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта.
Функциональная подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности достигается посредством строевых упражнений, разновидностей передвижений, танцевальных упражнений, подвижных игр, общеразвивающих и вольных упражнений с элементами на координацию движений.
Последовательность выполнения комплексов общеразвивающих упражнений предполагает поочередное воздействие на основные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки.
Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая — с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях.
Если первая часть комплекса может быть относительно постоянной, то вторая — конкретной для каждого занятия исходя из его основных задач.
Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, т. к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.
Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть. Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части, которая занимает 20-25 мин.
Здесь проводятся обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей.
Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические правила:
- изучение нового материала следует проводить в период наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале основной части урока);
- к повторению и совершенствованию изученных приемов и действий целесообразно приступать после изучения нового материала;
- упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия — с динамическими и т. д.;
- при воспитании физических качеств и развитии способностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;
- упражнения на точность и координацию движений предшествуют упражнениям, требующим больших или длительных мышечных напряжений.
В соответствии с этими методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части.
В первой из них преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй — с развитием физических способностей. В обучающей части также проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками в соответствии со школьной программой.
Заключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному.
На заключительную часть отводится примерно 3-5 мин. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения (например, ходьбу, умеренный бег, перестроения, дыхательные упражнения, массаж и упражнения на расслабление мышц).
Также могут быть использованы отвлекающие упражнения (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.). Затем учитель подводит итоги урока, дает домашние задания, при необходимости проводит инструктаж к следующему уроку.
Типология уроков физической культуры
Классификация уроков физической культуры.
По степени освоения изучаемого материала выделяют уроки:
- вводные (проводимые, как правило, в начале учебного года);
- изучение нового материала;
- повторение и совершенствование;
- контрольные;
- смешанные (комбинированные), решающие одновременно задачи нескольких типов уроков.
По преимущественной направленности уроки физической культуры могут быть:
- общей физической подготовки (наиболее распространенные среди урочных форм занятий);
- учебно-тренировочные (используемые преимущественно во вне учебной спортивно-массовой работе, т. к. они по своей направленности приближены к закономерностям спортивной тренировки);
- лечебной физической культуры (организуются для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе).
На использование того или иного типа урока оказывает влияние возраст учащихся. Так, в младших классах преимущественно применяются смешанные уроки, а по мере взросления учащихся использование таких уроков сводится к минимуму.
И в то же время одноцелевые, однонаправленные уроки (изучение нового материала, повторение и совершенствование и др.) проводятся от класса к классу все в большей мере. Помимо урочных, в физкультурном образовании учащихся используются неурочные занятия.
К числу основных разновидностей данной формы занятий следует отнести:
- индивидуальные занятия учащихся (утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельная тренировка, выполнение домашнего задания);
- групповые занятия, организуемые и проводимые самими учащимися (игры во время перемен);
- массовые мероприятия (массовые старты, забеги, соревнования).
Задачи урока физической культуры
В зависимости от длительности выполнения задачи физкультурного образования учащихся делятся:
- на общие, которые решаются в течении длительного времени (учебный год);
- частные, которые решаются на протяжении цикла занятий (по разделу программы);
- конкретные, которые реализуются на одном уроке.
Конкретизация общих и частных задач обеспечивается на основе закономерностей процесса обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Общие задачи могут быть конкретизированы путем перечисления используемых средств. Перед уроком может быть поставлена только конкретная задача, решаемая в рамках этого урока.
Задачи необходимо формулировать с учетом следующих требований:
- наличие целевой установки;
- точное обозначение этапа и конечной цели обучения.
Варианты формулировки задач:
- образовательных — «Ознакомить с техникой …», «Разучить технику выполнения …», «Совершенствовать технику …»;
- оздоровительных — «Профилактика нарушений осанки в танцевальных упражнениях», «Развитие быстроты в беге на 30 (60, 100) м.;
- воспитательных — «Воспитание смелости при лазании по канату», «Воспитание чувства взаимопомощи при уборке снарядов».
Педагогические требования к современному уроку физической культуры
- Каждый урок ФК должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи (необходимо комплексно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи).
- Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения, способов организации.
- Обучение, воспитание, физическое развитие должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания.
- Использование на уроке опыта работы лучших школ, педагогов.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Систематичность повторения ранее пройденного материала.
- Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала.
- Урок ФК должен быть звеном системы уроков.
- Обучение учащихся применять усвоенные знания в практической деятельности.
- Обучение учащихся самостоятельным способам изучения знаний в области ФК.
- Уроки ФК должны иметь большое воспитательное значение, высокий нравственный потенциал.
- Обязательное соблюдение правил гигиены.
- Применение технических средств.
- Использование нестандартного оборудования.
- Достижение высокой плотности урока.
- Обязательные домашние задания по уроку.
- Установление межпредметных связей.
- Обеспечение психологических условий урока.
- Этапы обучения двигательным действиям школьников
- Закономерности формирования структуры двигательного действия
- Контроль в физкультурном образовании школьников
- Сенситивные периоды развития физических качеств
- Методика проведения уроков физической культуры в 1-4 классах с учетом возрастных особенностей
- Возрастные особенности младших школьников
- Оперативное планирование физкультурного образования учащихся
- Текущее планирование физкультурного образования учащихся
- Технология планирования учебного процесса по физической культуре в школе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу