Цифровая экономика и обеспечение конструктивного взаимодействия в рамках международного сотрудничества

Руководители Китайской Народной Республики и Российской Федерации отмечают, в последние годы, углубление и расширение процесса взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Мнение первых лиц государств полностью поддерживают ведущие эксперты. Достаточно убедительными выглядят показатели товарооборота между Россией и КНР, который непрерывно растет. Планируется, что по итогам 2017 года, объем взаимной торговли двух стран увеличиться, более чем на четверть, и приблизиться к показателю в 100 млрд. долларов.

В тоже время, существует комплекс задач, от оперативного решения которых, зависит создание новых движущих сил перспективного сотрудничества, расширение рынков, деятельность на которых, представляет взаимный интерес.

Одними из действенных способов, предусмотренных международным правом, выступают нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельностью. В соответствии с соглашениями между государствами, могут быть введены ограничения на экспорт и импорт отдельных товаров, или введено исключительное право на экспорт или импорт отдельных товаров. Кроме того, могут вводиться валютные ограничения и валютный контроль, а также регулирование курса национальной валюты. Практика демонстрирует, свыше пятидесяти способов нетарифного регулирования.

Ярким исторически примером такого регулирования, во взаимоотношениях Поднебесной и Российской Империи, выступал установленный порядок торговли чаем в рамках «Великого чайного пути». Жесткая регламентация китайской стороной порядка установления возможных коммерческих контактов, привела к тому, что Россия обладала монопольным, общемировым правом на осуществление торговли чаем.

Конкурентом России выступала Англия, но последняя, была вынуждена расплачиваться за товар золотом, в то время, как российские коммерсанты платили за чай ремесленными и меховыми изделиями.

Для актуализации и совершенствования, используемых методов нетарифного регулирования, следует сформулировать, существующие между государствами-партнерами, внешние и внутренние современные проблемы.

В настоящее наличествуют различия в законодательных системах и механизмах применения правовых норм в Китае и России. Различия оказывают отрицательное влияние на эффективность установленных внешнеэкономических отношений.

Отсутствует должный уровень сотрудничества между структурами (финансово-экономическими, таможенными, правоохранительными и др.) органов власти различных государств, обеспечивающими осуществление внешнеэкономической деятельности.

Не отвечают современным требованиям финансово-хозяйственные методы построения взаимоотношений, в первую очередь, в сферах проведения расчетно-платежных и валютных операций.

Малоэффективны модели осуществления приграничной торговли. Крайне низок уровень внедрения технологий цифровой экономики, как между государственными структурами разных стран, так, в частности, между структурами финансово-экономического, таможенно-правоохранительного блоков властных органов.

В результате, отсутствует актуализация, гибкость и оперативность, как при обмене необходимыми информационными потоками, так и при принятии решений.

Не выстроена целостная, международная информационно-коммуникационная система, которая должна опираться на единство законодательной, технологической, методической, и иной базы сотрудничества.

Не просматривается позиция государственных органов власти по стимулированию процесса формирования общего социально-экономического пространства стран-партнёров, в котором комфортно чувствовали бы себя представители предпринимательских структур, социумов, конкретные граждане.

В зачаточной стадии находятся высокотехнологические методы информационно-коммуникационного сотрудничества между хозяйствующими субъектами, ассоциациями предпринимателей, виртуальным сообществом, отдельными индивидуумами.

Не решены задачи по вовлечению широких слоев населения и сообщества бизнесменов в обсуждение подходов к совершенствованию российско-китайского партнерства, решения, зачастую, принимаются келейно, что не способствует гармонизации взаимоотношений власти, общества и бизнеса, а также, реализации предпринимательского и человеческого капитала.

Ситуация требует установления прямого, постоянно диалога по вопросам таможенной статистики внешней торговли. Только регулярный (в режиме онлайн) обмен данными таможенной статистики, способен оказывать стимулирующее влияние на развитие двусторонней торговли. Внедрение технологий
цифровой экономики окажет влияние не только на выявление нарушений во внешнеторговой деятельности, но на бессмысленность и бесперспективность совершения самих правонарушений.

В ситуации сегодняшнего дня, связанной со снижением покупательной способности российских потребителей, спрос на дорогие товары из стран Европейского союза сократился, в тоже время, как на дешевую и качественную продукцию китайских производителей, наблюдается динамика, отражающая повышение спроса. Активизировался челночный бизнес, связанный с поездками российских граждан в Китай, особенно в приграничные районы.

В номенклатуре, ввозимых из Поднебесной в Россию товаров, преобладают товары народного потребления, а также, и бытовая техника. Это та группа товаров, в отношении которых представители таможни могут значительно варьировать свои требования и практику досмотра. Наличие тысяч кодов товарной номенклатуры, которые зачастую пересекаются, создает возможность корректировка таможенной стоимости. Существующая система очень противоречива, и отнесение к коду зависит от субъективной воли представителя таможенной службы.

В условиях обслуживания огромного количества предпринимателей, при обширном, разнообразном товарном потоке, в отличие от регулярных поставок однородных товаров, при существующей инертной системе, сложно избежать неэффективного выполнения своих обязанностей и проявлений противоправных поступков.

Проблемной областью остается деятельность по заполнению грузоотправителями документов на экспортные товары. Таможенная стоимость перемещаемых грузов, представлена в декларации, и подтверждается сопровождающими документами (паспорт сделки, контракт и пр.) на бумажных носителях.

Указанная в них цена, по которой товар был приобретен, и служит главным индикатором для расчета платежей. Отсутствие документов, или небрежности в их оформлении, создают почву для субъективного подхода к оформлению действий и осуществлению начислений.

Назрела необходимость внесения в таможенное законодательство процедуры предварительного информирования о грузах и товарах, а также, закрепления порядка оформления документов отправителем на электронных носителях, с широким использованием технологий цифровой экономики по хранению, обмену, передаче информационных потоков. Требования закона должны быть адекватны как для российской, так и китайской стороны.

Разумеется, осуществление подобных действий требует политической воли государств-партнёров, прочных двусторонних связей, постоянного, конструктивного обмена во всех сферах, в первую очередь, научной и культурной.

Речь должна вестись о формировании современной инфраструктуры, защищающей интересы Китая и России. На высшем уровне, начиная с первых лиц государств, и дипломатических миссий стран, конструктивные контакты установлены, поэтому крупные контракты обеспечены мощным политическим сопровождением.

В условиях углубления и расширение процесса взаимовыгодного сотрудничества между странами, непрерывного роста товарооборота, востребована инфраструктура сопровождения деятельности малого и среднего бизнеса, рассчитанная на перспективную структуру оборота, связанную с увеличением товаров с высокой добавленной стоимостью.

Внесение корректив в деятельность сферы двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Китаем, призвано увеличить не только объем торговли, но и объем инвестиций.

Расширение взаимовыгодного инвестирования является насущной задачей, решение которой обеспечивает расширение пространства для дальнейшего взаимодействия. Сегодня китайская сторона партнёрства обладает значительным объемом валютных запасов, степень открытости финансового рынка Китая растет, но инвестиционная деятельность китайского бизнеса в нашей стране, как ранее и товарооборот, находится на начальном этапе развития.

С другой стороны, установленный режимом наибольшего торгового благоприятствования, создает для российских предприятий и банковских учреждений возможность на эмиссию ценных бумаг в китайской валюте, признанной мировой резервной валютой, а также, дает шансы для аккумулирования капиталов на фондовых рынках Китая.

Российские предприятия и учреждения должны реализовать предоставленные шансы и активно осваивать рынок Китая, развивающийся самыми быстрыми темпами в мире.

Российским органам власти, в тесном контакте с представителями бизнес сообщества и социума, необходимо провести широкие научные исследования по перспективам российско-китайских отношений.

Следует подготовить профессиональные кадры, обладающие высоким уровнем компетенций и навыков для осуществления конструктивного, многокомпонентного международного партнёрства между двумя странами.

Сформированное инновационное мышление, подготовленных специалистов, позволит максимально использовать потенциалы структурно-институционального фактора экономического роста и парадигмы цифровой экономики для перехода на новый цивилизационный уровень взаимоотношений с Китайской народной республикой.

Интеграционные процессы, происходящие на европейском и азиатском пространстве, в рамках развития Евразийского экономического союза, находятся в настоящее время в стадии переходного периода, изобилующего противоречиями и конфликтными ситуациями.

Исследователи отмечают целый ряд негативных последствий, которые проявились после осуществления добровольной передачи, определенных таможенных полномочий партнерам по союзу.

После введения странами Европейского союза санкций, предусматривающих ресурсную, и иную блокаду России, российской стороной были приняты встречные контрмеры. Вместо партнерской поддержки, на территории Белоруссии, в кратчайшие сроки, сформировались транспортно-логистические центры, через которые, российский рынок заполняется, в огромных количествах, продукцией западных стран. При этом, продукция, не имеющая отношения к Республике Белоруссии (тропические фрукты, морепродукты и пр.), в огромных количествах фасуется, обеспечивается белорусскими санитарными документами.

Это происходит в ситуации, когда Россия осуществляет всестороннюю поддержку белорусских партнёров, обеспечивая республику свободным доступом на российские рынки, и финансовой помощью, в объеме, до девяти млрд. долларов США, ежегодно.

Со стороны Белоруссии не наблюдалось доброжелательного отношения к российским производителям, так как они рассматриваются в качестве конкурентов, в свою очередь белорусские предприниматели, реэкспорт продукции (польской, украинской и других третьих стран) превратили в систему.

Отсутствие ограничительных мер для членов ЕАЭС, привело к свободному пересечению границ товарами, отправляемыми из Белорусской Республики в Казахстан, а в дальнейшем, они пересекает границы России. Фактически Казахстан открыл границы для поступления на российский рынок и китайских товаров.

Инструментарий проникновения на российский рынок достаточно разнообразен. Эксперты отмечают следующие, наиболее распространенные способы.

Представители Казахстана и Киргизии, при осуществлении перемещения товаров между Китайской народной республикой и ЕАЭС, осуществляют занижение таможенной стоимости товара. Но даже в этой ситуации, экспертный анализ демонстрирует факты значительного превышения, практически в шесть раз, объемов импорта китайских товаров над потребностями казахского и киргизского рынков. Закономерно, что превышение объемов импорта связано с его поставками на российскую территорию.

В соответствии с документами, принятыми ЕАЭС, партнеры союза могут беспошлинно импортировать сырье для производства сахара. Но нормативно закреплено условие, в соответствии с которым, члены союза экспортируют произведенный, окончательный товар в третьи страны. Невыполнение закрепленного положения, проникновение продукта на рынки Белоруссии, Казахстана и России приводит к резким скачкам цены на сахар, ставит под удар предприятия, его производящие.

С учетом того обстоятельства, что основную массу сырья за границей закупают казахские бизнес структуры, эксперты склоняются к мнению об их причастности к допускаемым нарушениям.

Представители белорусской стороны реализуют схемы, позволяющие уклонятся от выплаты пошлин в российский бюджет при осуществлении экспорта топлива. Топливо выдается, то за растворители, с одновременным увеличением объема экспорта, почти в десять раз, то за битумные смеси, с увеличением объемов, почти в двести раз, разумеется, подобные продукты не подлежат обложению вывозной пошлиной.

Члены Союза широко практикуют введение и нетарифных барьеров. Коммерческим предприятиям, занятым в сфере торговли и общественного питания, спускается обязательный перечень товаров, включаемых в ассортимент продовольственной группы, в котором абсолютно преобладают продукты, произведенные в своей стране.

Россия, представляющая девяносто процентов самого емкого и обеспеченного финансами, рынка евразийского союза, безусловно, является центром притяжения для партнеров, но по оценкам экспертов, общие потери, понесенные нашей страной, составляют миллиарды долларов.

Нельзя отрицать, что интеграционные процессы в ЕАЭС сегодня носят политический характер, хотя их базой выступает взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Возникающие, достаточно сложные проблемы, следует отнести к симптомам «болезни роста» экономической составляющей союза, и целенаправленно работать над обеспечением выполнения обязательств, добровольно возложенных на себя членами евразийского экономического союза.

Сложности, возникающие при осуществлении управления изменениями, в современных условиях глобализации, требуют принятия неординарных, креативных решений для обеспечения свободного перемещения товаров и услуг, людей и капиталов.

На первый план выходит деятельность по обеспечению прозрачности движения товаров и услуг в едином экономическом пространстве. Так, скоординированное отслеживание логистических цепочек движения товаров, ввезенных через границы ЕАЭС, контроль над движением товаров в торговом обороте на территории стран-членов, вплоть до уровня розничной торговли, призваны обеспечить экономическую, а не политическую, интеграцию членов союза.

С этих позиций, российский рынок был и остается максимально привлекательным для партнёров, транспортно-логистические системы страны, включая услуги морского и авиационного транспорта развиваются, российские энергоресурсы востребованы, уровень человеческого капитала остается адекватным уровню высокоразвитых стран.

Российской Федерации самой требуется четко самоопределиться со своим местом в мировом процессе глобализации, и в частности с той ролью, которую она намерена играть в ЕАЭС.

Разработка и принятие, в ближайшее время пакета базовых документов, от десятков решений Евразийской экономической комиссии, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, до Федерального Закона «О таможен-ном регулировании в Российской Федерации», создает новую проекцию развития.

Проекцию, по духу и смыслу близкую с мнениями выдающихся политических деятелей в истории России. А именно, С.Ю. Витте: «Нация, как и человек, не имеет более дорогих интересов, как свои собственные», и императора Александра III: «”У России есть только два союзника: ее армия и флот”.

Формируемая нормативно-правовая база закладывает фундамент парадигмы цифровой экономики, в частности включает в себя следующие положения: приоритет электронного декларирования, совершенствование электронного архива документов, применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары, внедрение механизма «единого окна», электронный документооборот с предоставлением предварительной информации о прибытии товара и другие.

Практическое внедрение передовых технологий электронной экономики в деятельность органов финансово-экономического, правоохранительного, в том числе таможенно-налогового, блоков властных структур, в 2017 году приобрело инновационный, прорывной характер.

Коренные изменения осуществляются в соответствии с требования мировых стандартов и регламентов, а в рамках ЕАЭС изучаются возможности практического сопряжения информационных систем, создания единого совместного информационного ресурса, и признания правовых положений законодательства разных стран-партнеров. В частности, формируется единый институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), отвечающий требованиям международной экономической деятельности.

Для эффективной реализации намеченных мероприятий, например в России, при активном участии бизнес сообщества, разработана Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы России до 2020 г., включающая в себя систему ориентиров и направлений ресурсного обеспечения.

Одновременно, Федеральная таможенная служба выстраивает, отвечающую современному потенциалу цифровой экономики, тесную систему взаимодействия с ФНС России, для обеспечения эффективности единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей и результативности таможенного контроля.

Международный и отечественный положительный опыт демонстрирует наличие жесткой системы безопасности, которая положена в основу деятельности Международной таможенной организацией, объединившей 181 государство с долей в международной торговле, почти сто процентов.

Организация поддерживает применение обширных профилактических мер в международных таможенных отношениях, что следует учитывать при конструировании взаимоотношений с членами ЕАЭС.

Мировая практика взаимовыгодного и взаимоприемлемого сотрудничества идет по пути внедрения алгоритмов гармонизации таможенных процедур, правовых основ, стандартов и регламентов.

Следует опирать на поддержку предпринимательского сообщества стран участников ЕАЭС, заинтересованных в добросовестном ведении бизнеса, упрощении правил торговли, согласовании норм в торговых договорах, придании им прозрачности.

Переход на новый качественный уровень взаимоотношений стран-участников ЕАЭС, связан с переформатированием существующей версии интеграции, нейтрализацией негативных внутренних и внешних факторов для укрепления взаимосвязей, обеспечения конструктивного взаимодействия между странами членами ЕАЭС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)