Цепочка ценности
С точки зрения конечных потребителей ценность товара (услуги) определяется возможностью удовлетворить ту или иную потребность. Если проследить, как создается эта ценность, можно разделить эту деятельность на отдельные этапы. При этом не стоит ограничиваться рамками нашего предприятия, ведь наш бизнес может быть лишь небольшим звеном в общей цепочке.
Если мы посмотрим на всю цепочку ценностей, а не только на процессы создания добавленной стоимости на нашем предприятии, то в нашем поле зрения окажутся и поставщики, и дистрибьюторы. На каком этапе мы подключаемся к общему процессу создания ценности, и на каком передаем дело следующему (возможно, тоже промежуточному) участнику – это вопрос нашего стратегического выбора. Но этим мы определяем, какие ценности мы создаем и для кого.
Одним из важных результатов анализа цепочки ценностей является выявления шагов, которые не добавляют ценности продукту. В идеале внутри предприятия ценность товара должна последовательно возрастать.
Понятие цепочки ценности было введено М. Портером. Весь бизнес-цикл включает в себя создание продукта, его продажу и последующее обслуживание. При этом вся деятельность по созданию ценности разделена на две группы – основная и вспомогательная.
Основная деятельность включает:
- приобретение материалов и ресурсов;
- производство;
- хранение и транспортировка готовой продукции;
- продажи;
- послепродажное обслуживание.
Вспомогательная деятельность включает:
- административные функции (плановые, бухгалтерские, информационные и юридические);
- проектирование и разработку новой продукции;
- управление персоналом.
Каждый элемент цепочки не только создает увеличение ценности для потребителя, но и формирует основу прибыли предприятия – разницу между будущей ценой товара и затратами на работу самой цепочки.
Перечислив последовательно операции, производимые фирмой, можно лучше понять структуру затрат и определить, из чего они составлены. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и использует активы, т. е. полные затраты по каждому этапу деятельности можно оценить. Но, помимо оценки, очень действенный прием заключается в анализе факторов, определяющих основную долю затрат в данном виде деятельности. Возможно, на данном этапе цепочки требуется большое количество «человеко-часов» или электроэнергии, или дорогих материалов. Именно эту составляющую нам придется впоследствии контролировать и, по возможности, экономить.
Стоимость какого-то этапа может быть в значительной степени связана с деятельностью на других этапах. Просчеты на ранней стадии производства и их стоимость на более поздних стадиях – лишь одна сторона вопроса. Другая его сторона – обеспечение необходимой обратной связи, с тем, чтобы разработчики товара имели полную информацию от персонала, непосредственно работающего с клиентами.
Следующим этапом процесса стратегического анализа затрат после рассмотрения цепочки ценности является сравнение наших поэтапных затрат с затратами наших ближайших конкурентов на аналогичных этапах.
При этом, с точки зрения анализа цепочки ценностей нас будут интересовать не только затраты внутри нашего предприятия, но и затраты в цепочке ценностей поставщиков и дистрибьюторов.
- Оценка инвестиционной привлекательности
- Анализ общей текущей ликвидности
- Выбор схемы налогообложения для малого бизнеса
- Система сбалансированных показателей эффективности
- Стратегический анализ затрат
- Кредитный консалтинг – содействие финансированию
- Презентация бизнес-плана инвесторам
- Вопросы, которые помогут написать бизнес-план
- Финансовый прогноз будущих действий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу