Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Что же такое мировоззрение? Какова его структура, истори­ческие типы, роль философии в системе мировоззрения? Какие мировоззренческие формы осмысления действительности пред­шествовали в историко-генетическом плане философии?

Понятие “мировоззрение” неотделимо от понятия “человек”, это воззрение именно человека на мир. Человек является исход­ным основанием представлений о мире, и такое представление необходимо человеку для организации его деятельности, поведе­ния, общения, для самоутверждения в мире, определения линии жизни и стратегии поведения.

Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях раз­вития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым це­лым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения. Вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в мире – в основе мировоззрения.

Итак, важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются знания, ценности и убеждения. Сами по себе знания вне системы ценностей и убеждений не обеспечивают целостного ми­ровоззрения. А. Ф. Лосев писал, что “если человек имеет только знания и ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек.

И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет” К Лев Толстой также подметил, что “знание без нравственной основы – ничего не значит”. В иерархии высших ценностей, к которым, несомненно, относится знание, равнозначно с ним высту­пает и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения. Поиск научной истины, путь к знанию особенно в современных условиях, когда человечество изучает уникальные, “человекоразмерные” объекты, “освещается” ценно­стной составляющей: не увеличит ли новое знание риск существования и выживания человека и человечества, будет ли оно слу­жить благу человечества, его интересам, какую роль оно займет в мировоззренческой структуре человека.

Таким образом, мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Все эти компоненты представлены в еди­ ной неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференцированно.

С этой целью выделим следующие стороны мировоззрения:

  • познавательную;
  • аксиологическую;
  • праксеологическую.

Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами познавательной сторо­ны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный. Аксиологическая сторона мировоззрения включает в качестве составляющих компонентов предметные и субъектные ценности, в качестве обязательных аспектов праксеологической стороны мировоззрения выступают регулятивные принципы и убеждения. Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения.

Начнем с компонентов познавательной стороны мировоззрения. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоз­зрения – это знания и представления о природе, в целом об уни­версуме, космосе, о природной сущности человека. Здесь мы нахо­дим ответы на вопросы: как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении она относится к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Специфика соответствующих знаний в том, что они берутся под углом зрения отношения чело­века к природе как сфере своего бытия, к объектам своей практи­ческой деятельности.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения  – это осознание своей социальной природы, своего места в “мире лю­дей”. Сюда относятся  социологические,  общественно-политичес­кие, этические и эстетические взгляды и представления людей. Что представляет собой общество? Как оно устроено, функционирует, какова направленность исторического процесса, смысл истории, де­терминирован ли исторический процесс или подвержен случаю, предсказуемо ли социальное развитие, свободен ли человек  в  выборе поступков и направлении деятельности – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

Познавательную сторону мировоззрения составляют не толь­ко взгляды и представления о природе, космосе, обществе, челове­ческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познава­тельного отношения человека к внешнему миру: как относится мысль к предмету, возможно ли адекватное отражение предмета, являются ли формы, законы мыслительной деятельности апри­орными (доопытными) способностями человека или они форму­лируются в процессе его практической деятельности; что такое истина, заблуждение, ложь, и т. п.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологичес­кая (ценностная) сторона мировоззрения. Аксиология – философ­ское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о струк­туре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей меж­ду собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Общий вопрос теории ценностей “Что есть благо?” по­ставлен ещё Сократом в период кризиса афинской демократии. Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации мировоззренческих усто­ев общества. Понятие “ценность” используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру яв­ляются “предметные” и “субъектные” ценности.

Предметные ценности – всё многообразие предметов челове­ческой деятельности, общественных отношений  и  включённых  в  их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого  или  несправедливо­го, допустимого или запретного и т. д.

Субъектные ценности – способы и критерии, на основании ко­торых производятся сами процедуры оценивания соответствую­щих явлений. Это установки и оценки, императивы  и  запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в  форме  нормативных  представлений   и  выступают  ориентирами деятельности  человека.  Они  генетически,  конечно,  не  наследуют­ся,  а  формируются   в  процессе  социализации   человека.

Ценност­ные  системы  формируются  и  трансформируются  в  историческом развитии  общества.  Временные  масштабы  ценностей  не  совпадают с  масштабами  социально-экономических,  политических  и  других изменений.   Так,   эстетические   ценности   античности   сохранили своё  воздействие  и  значение  и  после  гибели  породившей  их  цивилизации.  Известна  длительность  воздействия   гуманистических  и демократических  идеалов  европейского  просвещения,  истоки   которых  берут  начало  в  античной  культуре.

Спектр связи мировоззрения и ценностей обширен. В структу­ре этих связей наряду с эстетическими ценностями важную роль играют нравственные ценности. Наличие морали свидетельству­ет о признании обществом того простого факта, что жизнь и инте­ресы отдельного человека, “стыковка” личностных и обществен­ных интересов гарантированы только в том случае, если обеспече­но устойчивое единство и порядок общества в целом.

Мировоззре­ние выступает как цельная система ценностей, как совокупность нравственных, эстетических, социально-политических и других ценностей. Аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени праксеологична.

Назначение праксеологической подсистемы – обеспечивать тес­ную связь познавательного и ценностного компонентов мировоз­зрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сто­рона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение как духов­ное явление осуществляет “вписывание” различных программ де­ятельности, поведения и общения в практическую деятельность человека. Независимо от временной эпохи, социокультурной обстановки мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности, которые задают нор­ мативы поведения и общения, отличные друг от друга в различных культурах.

Такие регулятивы могут задаваться через мифологи­ческие, религиозные воззрения, научные или философские. Они всегда имеют место в обществе. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой ком­понент, как убеждение.

Убеждение – это форма углубления, укоре­ нения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера че­ ловека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Поэтому иногда, имея в виду эту важную роль убеждений, мировоззрение определяют как совокуп­ность убеждений человека. Убеждение – не только интеллектуаль­ная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психоло­гическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность и приковывают нашу совесть. Идейная убежден­ность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодо­леть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент – способность или готовность воплотить ус­военные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают дей­ственного мировоззрения, его гражданской позиции.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгля­ды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, эмоции, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека включает: знание – ценности – убеждения – воля к действию.

Обобщая рассмотренное выше, можно предложить следующее интегративное определение мировоззрения.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная си­стема взглядов человека на окружающий мир, явления природы, об­щество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей,убеждения, идеалы принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.

К выделению форм и типов мировоззрения существуют различ­ные подходы. Так, в основе марксистского подхода лежат такие критерии выделения видов мировоззрения, как тип общественно­ экономической формации, как способ духовного освоения действительности. В последнем случае можно выделить два уровня миро­воззрения:

  • художественно-образное, поэтически-духовное, которое вы­ражается в несловесных образах живописи, музыки и в словесных образах (литература);
  • понятийно-рациональное, которое выражается в знаковой форме.

На базе художественно-образного духовного освоения дей­ствительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. На базе же рационально-понятийного уровня формируются такие формы мировоззрения, как философское, научное.

Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдель­ными видами мировоззрения, можно выделить следующие исто­рические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, на­туралистическое (научное), философское.

На всех этих уровнях присутствует обыденное (житейское) ми­ровоззрение. Для того, чтобы выявить истоки философского ми­ ровоззрения, дадим характеристику предшествующих филосо­ фии типов мировоззренческого освоения мира – мифологического и религиозного.

Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм – наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами. Различают явный и неявный антропоморфизм. При явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, дей­ствия человека, его мотивы приписываются природным явлени­ям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище).

Мифологическому мировоззрению присущ и социоморфизм – то есть уподобление отношений между вымышленными существа­ми отношениям между людьми в обществе.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили не­способность человека выделить себя из окружающей среды и не- расчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Следствием этого и было очеловечива­ние окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира. По словам Шеллинга, мифологическое мировоззрение – это эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между приро­ дой и искусством и содержащий символизацию природы.

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функ­ции:

  1. Обобщающую. Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.
  2. Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. То, что происходит в мифе, можно охарактеризовать как “порядок из хаоса” – стоит со слаться на то, что так было – на основе простого доверия к говоря­щему. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее.
  3. Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает ха­рактер образца, модели для воспроизведения.
  4. Регулирующую. В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Мифологическое мировоззрение выражалось не только в пове­ствованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

В первобытном обществе тесная связь существовала между ми­фологическим и религиозным мировоззрением. Религия, согласно современным научным данным, возникла, по-видимому, в эпоху ка­менного века 40-50 тысяч лет назад на относительно высокой сту­пени развития первобытного общества. Возникновение религиоз­ного мировоззрения связано с таким уровнем развития человечес­кого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мыш­ления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в осо­бое “существо”. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное.

По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем нацио­нально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более по­здней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (V I-V вв. до н. э.), христиан­ство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в нем ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религи­озных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, ду­ховных компонентов, религия предполагает соответствующее по­ ведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священно­го, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, за­ чатков накапливаемых научных знаний складываются культур­ но-исторические и экзистенциальные предпосылки генезиса фи­ лософского мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)