Материалистическая диалектика и диалектический материализм

При знакомстве с трудами основоположников марксизма об­наруживается существенное отличие их предмета от традици­онной тематики философского дискурса X V II-X IX вв. Центральная тема философии этого периода – познание, мышление, логика. Но ни у Маркса, ни у Энгельса мы не найдем крупных работ, специально посвященных этим вопросам. По выражению Владимира Ильича Ленина (1870-1924): “Если Маркс не ос­тавил. Логики “(с большой буквы), то он оставил логику “Капи­тала”…” И это действительно так.

Марксисты совершенно со­лидарны с Гегелем в том, что диалектика является принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности, одна­ко, полагая, что “…идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову” – отводят логике диалектического мышления весьма скромное место. Ведь со­гласно их общей материалистической установке, диалектика выступает, прежде всего, как универсальный закон развития природы.

Лишь поскольку она является законом природы, диа­лектика становится также и законом общественного развития, и только в третью очередь она может рассматриваться как за­кон мышления, поскольку оно является отражением природно­го и социального процессов. В отличие от Гегеля, утверждавше­го безусловный приоритет диалектики мышления, марксисты считают ее не более чем “третьей производной”, а потому кон­центрируют внимание на исследовании диалектики природы (Энгельс) или диалектики общественного производства (Маркс).

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диа­лектическим материализмом не называли. Они пользовались по­нятиями “современный” или “новый” материализм, чтобы отли­чить свои взгляды от механистического материализма француз­ских просветителей. Термин диалектический материализм вве­ден русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехано­вым (1856 -1918 ) и закреплен Лениным как официальное назва­ние философского компонента советской системы марксизма- ленинизма. Западноевропейские последователи Маркса себя ни­когда диалектическими материалистами не называли.

Считается, что философия диалектического материализма фор­мируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и иде­алистической диалектики Гегеля. От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека, в соответствии с которой всякая попытка дать объяснение природе неизбежно влечет за собой обращение к человеку и, наоборот, постижение сущности человека требует глубочайшего изуче­ния природы. От Гегеля – представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм, как философский компонент мар­ксистского мировоззрения, представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Все происходящее является либо изменением самой материи, либо феноменом, порождаемым ее изменениями. Материя обладает спо­собностью к самодвижению и саморазвитию, которое осуществляет­ся благодаря взаимодействию изначально присутствующих в ней внутренних, диалектических, противоположностей.

Саморазвитие материи порождает восходящий ряд все более усложняющихся форм, вплоть до человеческого мозга – носителя сознания, которое являет­ся свойством высокоорганизованной материи, возникающим на са­мых верхних “этажах” ее эволюции. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к “отражению” объективной ре­альности в субъективных формах.

Диалектическое саморазвитие напоминает движение по замк­нутому кругу, поскольку в своем восхождении к высшим формам бытия материя “возвращается” к исходной точке, постепенно вби­рая в себя все пройденные ступени как “отраженные” в ней этапы ее собственного развития. Однако полного возврата не происхо­дит, поскольку, пройдя полный круг, развивающийся объект воз­вращается к началу, обогащенный включенными в его содержание “отражениями” пройденных этапов, и в результате оказывается не в точке начала, а как бы над ней.

Но тогда траектория диалекти­ческого развития представляется уже не кругом (как это было у Гегеля), а витком спирали, в которой конечная точка цикла всякий раз оказывается на один шаг выше исходной. Начало этой спира­ли теряется где-то в первичной космической туманности, на пос­ледующих ее “витках” мы обнаруживаем сложные органические вещества, растительный и животный мир, а ближе к вершине – человеческое общество и человека, как на сегодняшний день выс­ший продукт эволюционного развития материи.

Благодаря такому, достаточно сложному, представлению о раз­витии, философии марксизма удается преодолеть свойственный старому материализму редукционизм и в то же время сохранить строгую монистичность, составляющую неотъемлемый атрибут материалистической традиции. Действительно, диалектико-материалистическая концепция развития предполагает, что высшие уровни бытия несводимы к низшим, но, поскольку источником воз­никновения их всех выступает единая первооснова, материя, ни одна из частных форм бытия не может содержать в себе ничего, что не было бы материей, ее движением, свойством или, на худой конец, – отношением.

Поэтому мир, при всем его видимом многообразии, един и подчиняется, в конечном итоге, универсальным законам, об­щими для физических тел, и для человеческой мысли. Это так назы­ваемые законы диалектики, которые характеризуют процесс раз­вития, касаясь, однако, не частных форм, а наиболее общих принци­пов его осуществления, сохраняющих свое значение независимо от того, о развитии какой из областей действительности идет речь.
Диалектический материализм, исследующий действие этих уни­версальных законов в природном мире и в отражающем этот мир человеческом сознании, вместе с историческим материализмом, рас­сматривающим их проявление в социальной сфере, и составляют философскую теорию марксизма, определяемую как “наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)