Критерии эффективности системы внутреннего контроля
Говоря же о системном подходе к организации внутреннего контроля в компании, нужно принимать во внимание следующие критерии, соответствие которым способствует эффективности внутреннего контроля в целом:
- Простота и понятность
Эффективный контроль должен состоять из простых, легко понимаемых процедур, которые могут проводиться всем персоналом, отвечающим за него. Должно быть ясное понимание причин контроля, какие функции он призван выполнять и каким образом он способствует успешному достижению корпоративной стратегии. Если механизмы контроля сложны, возникает тенденция к их игнорированию, они становятся объектом сокращений, их не понимают. - Интегрируемость с планированием
Эффективный контроль связан с планированием. Чем яснее и точнее связь, тем более эффективной будет система контроля. Лучшим путем соединения планирования и контроля является учет для контроля в процессе составления планов. Это значит, что по мере установления целей в процессе планирования разрабатываются стандарты, которые будут отражать, то насколько хорошо реализуются планы. - Эффективность по затратам
Систему контроля необходимо постоянно проверять и оценивать, чтобы определять общие затраты на ее содержание. Результат сравнивают с ценностью активов или преимуществами, которые дает система контроля. - Гибкость и динамичность
Система контроля должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на изменения. У организации должна быть возможность с ее помощью эффективно проводить несанкционированные или необычные операции. Система контроля должна обеспечивать контрольный доступ, который не следует использовать в других целях, то есть для решения прикладных задач.
Постоянное использование контрольного доступа свидетельствует о том, что система негибкая. Система также должна быть в значительной степени динамична, чтобы приспосабливаться к частым изменениям в технологии, процессах, смене процедур в компании, условиям рынка или другим организационным факторам, которые могут требовать ее постоянного обновления.
Некоторые части системы могут оставаться неизменными на протяжении всего
времени, в то время как другие могут требовать регулярных и значительных изменений.
- Подотчетность
Контроль должен быть поручен сотрудникам или подразделению, которые отвечают за его осуществление. Эти сотрудники должны понимать всю меру своей ответственности и то, каким образом эта ответственность распределяется между другими сотрудниками, осуществляющими контроль. - Полнота охвата
Механизмы контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать следующее: сложность организации, разнообразие операций, размах операций, различные используемые методы, типы контролируемых процедур. Многие системы контроля терпят крах по причинам, связанным с узостью их задач и недостаточным пониманием необычных операций. - Точность
Решения, принимаемые на основе неточной информации – неудачные решения. Однако на практике многие управляющие принимают важные решения, основанные на неточной информации. Результатом неточной информации являются несоответствующие действия органов управления и потери ресурсов. - Своевременность и объективность
Своевременность относится к способности системы контроля регулярно выдавать информацию. Чем выше уровень неопределенности и нестабильности в обстановке, тем больше потребность в регулярной информации и частых измерениях. Система контроля должна предоставлять как можно более объективную информацию. Объективная информация более полезна, чем субъективная, и позволяет управляющим принимать более удачные решения. - Управляемость и коммуникативность
Системы внутреннего контроля часто выходят из строя или дают сбои. Это может происходить из-за изменений в технологии, процессах, процедурах, персонале или преднамеренных попыток обойти систему внутреннего контроля. Системы внутреннего контроля должны обеспечивать каналы связи для всех служащих на всех уровнях компании, чтобы использовать их для доклада в тех случаях, когда другие системы используются ненадлежащим образом. - Самоконтроль и превентивность
Система внутреннего контроля должна осуществлять самоконтроль. Некоторые системы осуществляют самоконтроль автоматически, другие требуют периодической проверки. Подобный процесс проверки важен для компании в том случае, если ей необходимо поддерживать и модифицировать свою систему.
Чем больше необходимость в системе внутреннего контроля, тем более важно внедрить такие методы работы, которые выявляют проблему на раннем этапе. Если это возможно, система контроля должна устанавливаться для того, чтобы обеспечить автоматическое предупреждение, а не зависеть от проверки, ревизии или аудита.
- Применение результатов оценки для повышения эффективности работы органов корпоративного управления
- Рекомендации по оценке деятельности исполнительного органа
- Рекомендации по оценке деятельности ревизионной комиссии
- Рекомендации по оценке деятельности совета директоров
- Принципы, методы и процедура оценки деятельности органов КУ
- Лучшая практика оценки деятельности органов корпоративного управления
- Становление и развитие системы оценки деятельности органов корпоративного управления
- Заключительные положения о системе внутреннего контроля
- Способы взаимодействия органов управления и контроля акционерного общества в процессе организации и функционирования системы внутреннего контроля
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу