Философия Китая
Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате “О шести школах” историка Сыма Таня (II в. до н. э.). Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения:
- школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя);
- школа Пути (Даодэ цзя);
- школа конфуцианских ученых (Жу цзя);
- школа Закона (Фа цзя);
- школа Мо Ди (Мо цзя);
- школа Названий (Мин цзя).
Сыма Тань характеризует все эти течения как равно важные, признавая за каждым из них право на поиск своего аспекта мировой истины. Однако исторически эти направления формируются не одновременно.
Истоком китайского философствования является школа Инь- ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женс кое, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры “И цзин” (“Книга (ка нон) перемен”). Этот текст, восходящий к концу II – началу I тыс. до н. э., состоит из комбинации символов, представляющих все возможные сочетания инь (представленного прерывистой чертой) и ян (представленного непрерывной линией).
Инь и ян путем полного набора вариантов по три черты в одном символе складываются в восемь триграмм ( ба гуа), знаменующих собой восьмеричный набор универсалий. Двойные комбинации триграмм дают гексаграммы, их шестьдесят четыре (лю гии сы гуа).
Каждая триграмма ( гуа) связана с образными и понятийными комплексами, стандартными формулами как абстрактного, так и конкретного содержания. Восемь триграмм и их удвоение восемь гексаграмм – одноименны. Двум парам основных гуа соответствуют имена Цянь (Небо) и Кунь (Земля), образы творчества и исполнения, крепости и самоотдачи, отца и матери.
Иероглифическое толкование этой комбинации символов было составлено в V III-V II вв. до н. э., комментарии к ним написаны в V—III вв. до н. э. Все эти тексты, собранные воедино, образуют многослойный трактат “Чжоу и”.
В поясняющем, собственно философском, разделе “Чжоу и” система гексаграмм трактуется как учение о замкнутой, состоящей из шестидесяти четырех ситуаций структуре циклически изменяющегося мира. Комбинация из шестидесяти четырех гексаграмм в специфической последовательности представляет динамику всех аспектов действительности – частей пространства, отрезков времени, социальных и семейных положений и т. д.
К V -III вв. до н. э. концепция инь-ян обретает философский статус, что принято связывать с деятельностью единственного представителя этой школы, имя которого достоверно известно – ЦзоуЯня. Цзоу Янь развивает концепцию инь-ян как единое учение, соединяя ее с идеей о “пяти элементах”{у син).
“Пять элементов” возникают в результате взаимодействия мужского, твердого, активного начала ян и женского, мягкого, пассивного начала инь. В космогоническом смысле это вода, огонь, металл, дерево, почва. Однако “пять элементов” – не космические первоначала, а главные члены рядов, на которые разделяются все предметы и явления мира, такие, как “стороны света”, “времена года”, “числа”, “благодати”, “цвета”, “вкусы” и т. д.
Главные члены рядов не порождают других состояний, но соотносятся с их качествами, характеризуют их как связанные с металлом или деревом и т. п. Все ряды элементов связаны между собой системой взаимопереходов. Основные способы взаимопереходов – “взаимопорождение” (дерево-огонь-почва-металл-вода-дерево…) и “взаимопреодоление” (почва-дерево-металл-огонь-вода-почва…).
Учение об универсальном дуализме мира и “пяти началах” всего сущего находит продолжение в классической китайской философии. Она представлена, прежде всего, двумя школами – даосизмом и конфуцианством.
- Проблемное поле и задачи философии техники
- Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций
- Основные стратегии современной философии культуры
- Диалог культур
- Источники и механизмы культурной динамики
- Культура и ее основные функции
- Понятия политики, политической системы и политического процесса
- Современный этап цивилизационного развития: уровни, типы, достижения и противоречия
- Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу