Элейская философия

Еще одна школа ранней греческой философии – элейская. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в V I-V вв. до н. э. Главные ее представители – Парменид и Зенон. Парменид (р. ок. 540 до н. э.) – основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между ми­ ром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые по­пытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы главным образом лишь вещали “истину”, используя аналогии и метафоры.

Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Парменид утверждал: “То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть су­щим, ибо есть – бытие, а ничто – не есть”. Из тезиса о несуществовании небытия он делает вывод о том, что бытие должно быть еди­ным и неподвижным. Единство бытия доказывается тем, что разде­лить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Вывод о неподвижности бытия основан на том, что движение, понимаемое в самом широком смысле как возникновение и исчезновение, для бытия невозможно: ведь бытие могло бы возникнуть только из небытия, но его нет; бытие могло бы кануть только в небытие, но его нет.

Парменид говорит, что “бытие неподвижно лежит в преде­лах оков величайших”. Для него нет ни прошлого, ни будущего, оно безначальное и нескончаемое, самодостаточное, цельное и неподвижное, “оно закончено со всех сторон, похожее на глыбу со­вершенно круглого Шара, везде равностоящее от центра”.

Образ единого и неподвижного бытия открывается уму, идуще­му по “пути истины”, а картина многообразного и изменчивого мудрецов”. Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям:

  • все произошло из воды,
  • земля плавает на воде, подобно куску дерева,
  • все в мире одушевлено, или “полно богов”. Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы. У Фалеса и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира (в отличие от родовой картины, ха­ актерной для мифа).

Анаксимандр (около 610 – после 547 гг. до н.э.) – второй вид­ный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли на­учным сочинением, написанным прозой. Источником всего суще­го Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, ко­торое он называл “божественным”, утверждая, что оно “всем уп­равляет”. Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть “беспредельное”.

Возникновение мира Анаксимандр представлял как борьбу теп­ла и холода. На первом этапе в недрах беспредельного начала воз­никает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и хо­лодное ядро окружено огненной оболочкой. Под воздействием горячей оболочки влажное ядро постепенно высыхает, а выделяю­щиеся пары раздувают оболочку, которая, в конце концов, лопает­ся, распадаясь на ряд колец. В результате этих процессов образует­ся Земля, имеющая форму цилиндра, безопорно и неподвижно висящая в центре сферической вселенной.

Живые существа, по мнению Анаксимандра, зародились во влажном иле, некогда по­ крывавшем Землю. Когда Земля начала высыхать, влага скопилась в углублениях и образовались моря, а некоторые животные выш­ли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные существа, из которых затем развились люди.

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определенные промежутки времени мир снова поглощается окружающим его беспредельным началом. Последний крупный представитель милетской школы Анак­симен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)