Элейская философия
Еще одна школа ранней греческой философии – элейская. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в V I-V вв. до н. э. Главные ее представители – Парменид и Зенон. Парменид (р. ок. 540 до н. э.) – основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между ми ром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы главным образом лишь вещали “истину”, используя аналогии и метафоры.
Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Парменид утверждал: “То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим, ибо есть – бытие, а ничто – не есть”. Из тезиса о несуществовании небытия он делает вывод о том, что бытие должно быть единым и неподвижным. Единство бытия доказывается тем, что разделить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Вывод о неподвижности бытия основан на том, что движение, понимаемое в самом широком смысле как возникновение и исчезновение, для бытия невозможно: ведь бытие могло бы возникнуть только из небытия, но его нет; бытие могло бы кануть только в небытие, но его нет.
Парменид говорит, что “бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших”. Для него нет ни прошлого, ни будущего, оно безначальное и нескончаемое, самодостаточное, цельное и неподвижное, “оно закончено со всех сторон, похожее на глыбу совершенно круглого Шара, везде равностоящее от центра”.
Образ единого и неподвижного бытия открывается уму, идущему по “пути истины”, а картина многообразного и изменчивого мудрецов”. Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям:
- все произошло из воды,
- земля плавает на воде, подобно куску дерева,
- все в мире одушевлено, или “полно богов”. Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы. У Фалеса и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира (в отличие от родовой картины, ха актерной для мифа).
Анаксимандр (около 610 – после 547 гг. до н.э.) – второй видный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли научным сочинением, написанным прозой. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл “божественным”, утверждая, что оно “всем управляет”. Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть “беспредельное”.
Возникновение мира Анаксимандр представлял как борьбу тепла и холода. На первом этапе в недрах беспредельного начала возникает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и холодное ядро окружено огненной оболочкой. Под воздействием горячей оболочки влажное ядро постепенно высыхает, а выделяющиеся пары раздувают оболочку, которая, в конце концов, лопается, распадаясь на ряд колец. В результате этих процессов образуется Земля, имеющая форму цилиндра, безопорно и неподвижно висящая в центре сферической вселенной.
Живые существа, по мнению Анаксимандра, зародились во влажном иле, некогда по крывавшем Землю. Когда Земля начала высыхать, влага скопилась в углублениях и образовались моря, а некоторые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные существа, из которых затем развились люди.
Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определенные промежутки времени мир снова поглощается окружающим его беспредельным началом. Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.
- Проблемное поле и задачи философии техники
- Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций
- Основные стратегии современной философии культуры
- Диалог культур
- Источники и механизмы культурной динамики
- Культура и ее основные функции
- Понятия политики, политической системы и политического процесса
- Современный этап цивилизационного развития: уровни, типы, достижения и противоречия
- Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу