Античный атомизм

Основатели атомистического учения – Левкипп и Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Атомисты попытались преодолеть вытекающее из философии элеатов недоверие к чувственно вос­ принимаемой реальности. Для этого они выдвинули два прин­ ципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозмож­ но, существует предел делимости вещества, и его они называли словом “атом” ( греч. atomos – неделимый), атомы и есть “под­ линное” бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существу­ ет также и “небытие” – пустота, в которой движутся атомы.

Демокрит полагал, что атомы различаются формой, положе­ нием в пустоте, величиной. Невидимые из-за своих малых раз­ меров, они, имея неровную поверхность, способны сцепляться друг с другом и образовывать видимые вещи. Из вихрей движу­ щихся атомов возникает бесчисленное множество миров и по­ добных нашему, и совсем на него не похожих. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в других же их множество, некоторые не имеют влаги и жизни, одни миры только возникают, другие на­ ходятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Утверждая, что существуют только атомы и пустота, атомис­ ты тем самым отвергают существование какого-нибудь “миро­вого ума”, управляющего миром. Все события происходят пу­ тем взаимодействия атомов, их столкновения, сцепления или
разъединения.

В своей теории познания Демокрит в отличие от элеатов не только различает видимый и невидимый (умопостигаемый) миры, но и стремится объяснить связь между ними.

Чувственное познание возможно благодаря тому, что из вещей истекают ато­мы и, проникая через поры в тело человека, возбуждают атомы души. Атомы, отделяющиеся от вещей, доставляют душе их обра­зы, или подобия. Чувственный опыт, однако, сам по себе может дать лишь “темное”, то есть неполное и недостоверное знание, поскольку видимая нам вещь “вторична”, производна от состав­ляющих ее атомов.

Однако ум, опираясь на наблюдения, пости­гает в процессе размышления невидимые и невоспринимаемые первичные сущности. Демокрит утверждал: “[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теп­лое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота”.

Демокрит первым охарактеризовал человека как “микрокосм” ввиду того, что он, как и большой мир, состоит из атомов. Разни­ца между ними заключается в том, что в человеке выше концент­рация тепла и огня, состоящего из особенно малых, округлых и подвижных атомов. Они составляют человеческую душу.

Огнен­ ные атомы имеются также и в воздухе. При выдохе атомы души выходят наружу и рассеиваются, при вдохе втягиваются вновь. Выдох без последующего вдоха означает смерть – понижение концентрации огнеподобных атомов в теле, уравновешивание со средой. Таким образом, атомисты не признают бессмертия души. Существование богов, однако, ими не отвергается. Боги – это особые соединения огненных атомов; они мало подвержены рас­паду, но все же не вечны. Боги могут благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.

Важное место в учении Демокрита отводится вопросам соци­альной жизни и этики. Он полагал, что люди возникли есте­ственным путем “без всякого творца и разумной цели”. Опыт борьбы за выживание научил людей собираться в стада. В целях общения им пришлось создать язык. Таким образом, общество с его законами, язык и искусства не даны человеку от природы, а возникли “по установлению”.

Наилучшей формой государствен­ного устройства Демокрит считал демократический полис. Не­обходимым условием сохранения демократии являются нрав­ственные качества граждан, создающиеся воспитанием и поуче­нием. В этике Демокрита высшим благом провозглашается бла­женное состояние духа – эвтюмия. Впоследствии Демокрита стали считать зачинателем “мате­риалистической линии в философии”. Атомистической концеп­ции мира в дальнейшем придерживались также эпикурейцы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)